Знакомьтесь: виноградарь Иоанн Луковников...
Далеко на юг от Рязани, в тёплых краях, росли винограды, а в десяти километрах севернее старинного русского города, за Окою, где начинается Мещёра, расположилось село Поляны, в котором слились два — Первые и Вторые Поляны, возникшие когда-то среди лесов, как следует понимать, на настоящих полянах. Село большое, две тысячи домов, рядом с городом, на бойком месте. Виноградари Юга о существовании Полян не ведали, а в Полянах про виноград только слыхом слыхивали. В селе прежде и самых заурядных садов не было, за исключением нескольких на улице Дачной, на которые летом с завистью поглядывали мальчишки.
Вдруг, 90 лет тому назад, 19 августа 1928 года, в картофельных Полянах рождается виноградарь — Иван Дмитриевич Луковников. Конечно, никому, даже родителям, сразу и в голову не пришло, что это виноградарь. Подумали, что это Иван, Ваня, порою даже Ванька.
Сам наш герой, смеясь, представляет себя тогдашнего — «я был отчаянный, рязанец косопузый». «Мы с отцом купаться начинали уже в апреле. По правде, не столько купались, сколько рыбу ловили. Поляна наша бедная, одну картошку сажали». 13 лет ему было, когда началась война. «Всем горе, а мы, пацаны, поначалу даже радовались, что война наконец-то не игрушечная, а настоящая». Особенно запомнились Ване несколько ночных авианалётов немцев на Рязань, в отражении которых активно участвовали, стоявшие в Полянах зенитчики, в основном девушки. Фашистские лётчики, остановленные плотным огнём, разворачивались и сбрасывали бомбы на приокские луга.
Война закончилась, Иван хотел служить, но в это время армия планомерно переходила к мирной жизни, сокращала численность, потому призвали его только в 1948 году. Будущему виноградарю вручили пулемёт и отметили лычками. Отслужив, бравый рязанец получает паспорт и отправляется в Москву, чтобы строить. Совсем не случайно белый аист, изображённый на утверждённых в 2016 году флаге и гербе Полянского сельского поселения, в правой лапе держит молоток. Умелый и работящий народ жил и живёт там. «Я всем увлекаюсь, я и сварщик, я и резчик… Всегда и во всём, — говорит Иван Дмитриевич, — старался быть первым, раньше всех».
Заслуженный строитель Главмосстроя стал одним из первых дачников послевоенного разлива. Уже в 1958 году в подмосковном Кратово он получает 17 соток болотистого участка и начинает его благоустраивать. Завёз туда 90 машин земли, песка, торфа и опилок и поднялся на полметра над окружающей действительностью. Возвращение к сельскому труду Иван Дмитриевич ознаменовал успехами в выращивании овощей и картофеля. Затем пришла пора фруктово-ягодного изобилия, когда не знали, куда девать выращенное, сваренное, закатанное. Потому изобилие со временем было урезано до рационального предела, что называется — «по потребностям».
Эта перестройка в саду стала неизбежной в силу того, что в Иване Дмитриевиче открылся наконец виноградарь. Случилось это в 1984 году. Помог Комитет госбезопасности, точнее, один из соседей по даче, Алексей Семёнович Аносов, полковник соответствующего ведомства. «Его тут никто не любил. Увидит через забор у кого что-нибудь интересное и не отвяжется, пока не добьётся своего. Цепкий тип». В Кратово у него первого появился виноград. Он ездил в Оренбург к Ф.И.Шатилову. Аносов — человек высокообразованный, опытнейший садовод, стал членом МОИПа, уже через год сам вёл там занятия по винограду и пригласил на них Луковникова. Пока Аносов выращивал виноград и виноградарей, его подопечный — Валерий Иванович, не сосед, но тоже кратовский, 8 лет «выращивал» резидента (от латинского residentis сидящий, пребывающий) Путина, не подозревая, что это будущий вечный президент...
В виноградный мир пылкий, увлекающийся Луковников окунулся, что называется, с головой. Он стремился узнать о винограде всё, ему интересен был каждый виноградарь и каждый сорт. Испытал более ста сортов и каждому может дать исчерпывающую характеристику — и силу роста, и отношение к зимним температурам, и урожайность, и качество ягод. О сортах Луковников говорит, словно о детях уважаемых им селекционеров. Лучший из шатиловских — гибрид 1-95 даёт «обсыпные» урожаи, и сок из него лучший, в чём неоднократно могли убедиться многие виноградари, которых Иван Дмитриевич постоянно привлекает для оценки урожая. Другим шатиловским виноградам в Подмосковье, к сожалению, не хватает тепла, и они недобирают сахара. А вот ‘Хасанский сладкий’, сладкий не только в Приморье, где выведен А. К. Боусом, но и в Кратово. За ‘Таёжный обоеполый’ особая благодарность Ю.И.Сидоренко. С почтением Луковников отзывается о великих селекционерах, которых давно и хорошо знает, особенно об ушедших А.И.Потапенко и Ю.М.Чугуеве...
(продолжение - на сайте ВС http://vestnik-sadovoda.ru/index.php/za-rossiyu-vinogradnuyu/1246-vinogradar-ioann-lukovnikov )